Павел Вылегжанин, АО «Элопак» Мы провели системную работу по замещению европейского сырья и материалов
Одной из самых насущных отраслевых проблем предыдущего года стали сложности с упаковкой для молочной продукции. Всего за несколько месяцев пришлось решить очень много задач по перезапуску и реорганизации заводов. О том, насколько сложно восстановить работу после остановки производства, с какими трудностями столкнулись и какие возможности появились у российских производителей картонной упаковки, Milknews рассказали Павел Вылегжанин, генеральный директор компании АО «Элопак», и Владислав Громов, директор завода АО «Элопак».
Milknews: Недавно было объявлено о передаче бизнеса российского подразделения АО «Элопак» местному руководству; на какой стадии сейчас процесс и как в целом далось это решение самой головной компании?
П. Вылегжанин: Компания рассматривает это решение как наилучший способ сохранения производства картонной упаковки, коллектива предприятия и возможности поставки упаковки российским заказчикам в условиях текущей санкционной ситуации.
Передача бизнеса российскому руководству не являлась основной целью головной компании – главной задачей было именно сохранить коллектив и производство упаковки, что позволяет сотрудникам продолжать работу и помогает решать проблему или обеспечивать наших заказчиков картонной упаковкой.
В настоящий момент мы совместно со штаб-квартирой реализуем действия по смене собственника в соответствии с российским законодательством.
Milknews: Возобновил ли работу завод?
В. Громов: Да, возобновил. Это был не простой процесс. Были определенные сложности, связанные с доступностью материалов и сырья. Нам нужно было обеспечить возможность производить именно то, упаковку такого качества, которая требуется нашим заказчикам. Возобновление работы отражает наши приоритеты: ответственность, возможность удовлетворения потребностей наших заказчиков, в первую очередь, в плане качества и безопасности упаковки, а также в гарантии надежности поставок.
Milknews: Почему на перезапуск понадобилось так много времени?
В. Громов: В марте 2022 года наш многолетний поставщик картона финская компания Stora Enso отказалась поставлять картон в Россию. Российский завод остался без основного сырья и вынужден был остановить свое производство.
Мы незамедлительно приступили к поиску альтернатив по сырью и выстраиванию всех необходимых для поставок цепочек. Для обеспечения качества и пищевой безопасности упаковки из отечественных сырья и материалов мы организовали широкое тестирование на больших партиях. Подошли ответственно и не стали спешно переходить на новое сырье на основании короткого теста на небольшой партии. Использование некачественного сырья и материалов гарантированно вызовет неблагоприятные последствия для потребителей и наших партнеров во всей цепочке, от производства до реализации продукта в нашей упаковке. Только после получения положительных результатов по всем параметрам и соответствия установленным стандартам качества мы возобновили производство коммерческих партий.
В настоящий момент вся работа проведена, везде, где возможно, используется отечественный картон, за исключением нескольких видов упаковки, где в настоящий момент нет российских аналогов.
Milknews: Придется ли менять название предприятия и товаров?
П. Вылегжанин: Да, после закрытия сделки будет проведена смена названия, «ребрендинг». Не будем пока рассказывать подробности – хотим сохранить интригу до момента, когда это произойдет.
Milknews: Как обстоят дела с сырьем – с картоном, краской, полимерами и другими компонентами?
В. Громов: Поскольку все перечисленное вами мы получали из Европы, всю ту работу, что мы проделали с картоном, нам пришлось провести со всеми материалами: с краской, с вспомогательными упаковочными материалами, запасными частями и дополнительным оборудованием; все это потребовало достаточно серьезных усилий и заняло определенное время. Таким образом, мы провели системную работу по замещению европейского сырья и материалов. Используя такой тщательный подход, мы исключили неоправданный и завышенный риск для нашего производства и наших клиентов.
Milknews: Изменилось ли качество готовой упаковки при переходе на отечественное сырье?
В. Громов: Как мы уже говорили, важнейшей задачей для нас было сохранить стандарты качества и безопасности, поэтому мы стремились достичь максимально возможного качества упаковки с новым сырьем и материалами. Конечно, со сменой поставщиков произошли изменения и в спецификациях, но, опираясь на полученные на сегодняшний день опыт и результаты, мы можем утверждать, что из российского сырья можно производить упаковку с гребешком надлежащего качества. Очень важно совместно с производителями молочной продукции определять именно те характеристики и свойства упаковки, правильно реагировать на такие запросы по всей цепочке от производителей сырья до производителей упаковки разливочного оборудования.
Для плавного перехода на новый материал и тестирования пробных партий наши технические специалисты помогают настраивать разливочное оборудование, что позволяет качественно и бесперебойно работать на упаковке российского производства.
Milknews: С какими трудностями столкнулась компания за последнее время?
П. Вылегжанин: Наши трудности - это, в общем-то, трудности всей индустрии. Главная задача – обеспечить предприятия молочной отрасли качественной и безопасной упаковкой. При этом у производителей молочной продукции должна быть уверенность в бесперебойных поставках упаковки, не зависящих от конъюнктуры.
Со своей стороны мы справились с поиском сырья и материалов, наладили сотрудничество с новыми поставщиками, выстроили новые логистические цепочки, возобновили производство и сохранили уникальный коллектив завода.
Однако в процессе взаимодействия с производителями молочной продукции мы столкнулись со значительным объемом проникновения на российский рынок импортной упаковки с гребешком, преимущественно из Китая.
Конечно, мы понимаем причины появления импорта – это следствие временных сложностей, возникших у российских производителей упаковки в связи с переходом с импортного сырья на отечественное. Но важно понимать, что зависимость от поставок не только импортного сырья, но и импортной упаковки ведет не к снижению, а к увеличению рисков для производителей молочной продукции.
В этой связи получается, что важнейшая задача индустрии не попасть под зависимость от импортных поставок. Раньше сырье у нас было импортное, но производство российское. А сейчас ситуация складывается таким образом, что и сырье импортное, и производство импортное, преимущественно китайское.
Milknews: Расскажите, о каких рисках идет речь? С чем может столкнуться производитель молочной продукции, используя исключительно импортную упаковку?
П. Вылегжанин: Риск, связанный с логистикой – это возможная задержка и трудная прогнозируемость поставок, высокая стоимость транспортировки, большой объем минимальных партий, который запрашивают китайские производители упаковки.
Валютный риск. Хочется напомнить, что привлекательной была цена на упаковку в период высокого обменного курса рубля к иностранным валютам; сейчас курс снижается, и увеличивается цена.
Риск снижения отечественного производства вплоть до прекращения производства упаковки российскими производителями и полного завоевания рынка импортной продукцией.
При этом, уход российских производителей упаковки в долгосрочной перспективе ударит также по производителям картона и полимеров, делая вопрос возобновления производства упаковки крайне сложным в будущем.
И, как результат, риск последующего неконтролируемого роста себестоимости продукции в связи с поднятием цен производителями импортной упаковки вследствие отсутствия конкуренции со стороны российских производителей.
В то же время, плотная кооперация российских молочных предприятий с производителями сырья и российскими производителями упаковки позволит добиться улучшения качества отечественного сырья и упаковки, оптимизации себестоимости производства упаковочных материалов и постепенного снижения стоимости упаковки.
Milknews: Какой объем планируется выпускать и какой именно упаковки? Есть ли малые форматы?
В. Громов: Мы планируем делать то, что мы умеем делать лучше всего – производить нашу традиционную упаковку с гребешком, преимущественно для свежих молочных продуктов. В настоящий момент мы возобновили производство всех ранее выпускаемых форматов, от 0,5л до 1,5л.
Наши производственные мощности дают возможность удовлетворять спрос на картонную упаковку с гребешком всех основных видов и размеров не только на российском рынке, но и на рынке стран-членов ЕАЭС.
Milknews: Как изменился рынок картонной упаковки для свежей молочной продукции после февраля 2022 года? Каковы его перспективы?
П. Вылегжанин: Нехватка сырья для картонной упаковки для свежей молочной продукции на российском рынке привела к тому, что производители молочной продукции стали отказываться от части ассортимента в картонной упаковке, сокращать объемы выпуска и переводить продукцию из одного упаковочного формата в другой, где это возможно. Производители гранулята для пластиковой бутылки отметили резкое повышение спроса и закономерно повысили свои цены. Мы выступаем за здоровую конкуренцию между производителями различных упаковочных форматов и хотим, чтобы у рынка была такая перспектива. Важно разнообразие упаковочных форматов, поскольку каждый из них имеет своих приверженцев как на стороне покупателей, так и на стороне производителей. Это обусловлено преимуществами каждого из упаковочных форматов.
Если говорить о картонной упаковке, то у нее есть свои преимущества:
- она на 85% состоит из картона, который изготовлен из возобновляемого материала, в отличии от пластиковой бутылки, изготавливаемой из невозобновляемого сырья;
- она имеет самый низкий углеродный след и более, чем на 80% благоприятнее для климата по сравнению с пластиковой бутылкой;
- она не пропускает свет и дольше, чем прозрачная пластиковая упаковка сохраняет полезные свойства, вкус и свежесть продукта.
Мы верим в этот формат, поэтому стремимся обеспечить его привлекательность для заказчиков, в первую очередь, качеством и безопасностью.
Milknews: Какие планы у компании в России?
П. Вылегжанин: Наша основная цель – обеспечить нашу молочную отрасль качественной упаковкой в достаточном количестве, при этом, предложить такие условия, которые были бы привлекательны для клиентов и позволили бы сделать наш бизнес устойчивым. Достичь этого мы планируем, совершенствуя качество отечественных сырья, материалов и готовой упаковки и наращивая объемы производства упаковки из отечественного сырья.